Окрыленная Арктика: авиакомпания «Полярные авиалинии» преодолевает новые рубежи

В своем отчете генеральный директор АК «Полярные авиалинии» Семен Винокуров рассказал о планах по увеличению количества перевезенных пассажиров до 167 тысяч в год, перспективных направлениях использования беспилотников и запуске республиканского проекта «Молодежь в авиацию».

«Полярные авиалинии» — ключевой региональный перевозчик Якутии с самой обширной маршрутной сетью в стране по местным воздушным перевозкам. География полетов — 192 маршрута по 80% территории республики.

Республика Саха (Якутия) — это самый крупный по территории субъект страны и самая большая административно-территориальная единица в мире. По своему размеру регион превосходит площадь Индии и сопоставим с площадью Западной Европы без учета Греции и Испании.

На этом необъятном пространстве, в тысячах километрах друг от друга, разбросаны сотни малых и крупных городов и сел. В большинство из них можно добраться только воздушным транспортом, что еще больше подчеркивает значимость тех задач, которые возложены на авиакомпанию по организации транспортного сообщения. Шум самолета для жителей Крайнего Севера — это всегда больше, чем просто звук: нередко это ниточка с цивилизацией, дарующая встречу с родными и близкими (в 2019 году выполнено 2507 рейсов), свежие продукты (37 «зеленых» рейсов), а иногда и неотложную медицинскую помощь (977 экстренных санитарных рейсов).

Своей маршрутной сетью авиакомпания охватывает 24 из 34 районов республики по 192 направлениям (21 регулярный межрайонный и 171 внутрирайонный маршруты). Среднее расстояние полетов по межрайонным перевозкам составляет 1 691 км (сопоставимо с межрегиональными перелетами), внутри районов — 422 км. Доля авиакомпании по перевозке пассажиров по межрайонным маршрутам составляет 70% от общего объема перевозок, по внутрирайонным — 98.6%.

Якутским авиаторам удается блестяще выполнять свою работу, невзирая на все трудности, связанные с природно-климатическими особенностями региона: пятидесятиградусными морозами, туманами. Население республики уважает самоотверженный труд авиаторов, обслуживающих воздушные суда в небе и на земле, восхищается их мужеством, стойкостью и профессионализмом.

Читайте также:  Президент Air Astana Питер Фостер: Мы уверенно строим планы на будущее

Основа воздушного флота авиакомпании — суда отечественного производства. Авиапарк насчитывает 63 ВС: 12 самолетов АН-24 и 3 самолета АН-26, 7 самолетов АН-2 и 6 самолетов АН-3, 5 самолетов Л-410, 1 Пилатус (PC-6), 2 самолета DA-40 (Тундра), 18 вертолетов МИ-8Т и 9 вертолетов МИ-8МТВ.

По итогам 2019 года «Полярными авиалиниями» выполнено 2507 пассажирских рейсов — 1503 регулярных рейса по межрайонным направлениям (61973 пассажира), 1014 социально-значимых рейса по внутрирайонным направлениям (22038 пассажиров). Всего в рамках транспортной и заказной работы перевезено 111205 пассажиров.

В 2019 году авиакомпания получила субсидию из республиканского бюджета в объеме 310 млн рублей, за счет чего тарифы по внутрирайонным направлениям снижены на 70% (для всех категорий граждан), по межрайонным — на 50% (для граждан до 23 лет и старше 55 лет).

«Полярные авиалинии» не ограничиваются пассажирскими перевозками: экипажи авиакомпании дежурят на случаи стихийных бедствий или поисково-спасательных операций (ПАСОП), перевозят людей и спасателей во время паводков и пожаров, обеспечивают прочие авиационные работы в регионе, круглосуточно выполняют экстренные санитарные рейсы.

В паводковый сезон авиакомпания проводит большую работу по доставке пассажиров из затопленных территорий на вертолетах. Экипажи авиакомпании участвовали в эвакуации экипажа военного самолета ИЛ-18, спасении рыбаков с острова столбовой в Булунском районе и других поисково-спасательных операциях.

По инициативе «Полярных авиалиний» реализуется республиканский проект «Молодежь в авиацию», направленный на повышение престижа профессии летчика и подготовку кадров для нужд авиации. В единственный в стране ссуз по подготовке вертолетчиков — Омский летно-технический колледж ГА — по ученическим договорам с авиакомпанией зачислены 14 якутян. Также авиакомпания прорабатывает вопросы открытия вертолетного факультета и переподготовке бортмехаников на базе Якутского авиационно-технического училища, открывает летно-технические классы в школах республики и ведет профориентационную работу, по итогам которой в ЯАТУ ГА поступают до 100 человек ежегодно.

Читайте также:  Мужчину с поселка эвакуировали вертолетом санавиации и доставили в Хабаровск

Большое внимание авиакомпании уделяется социальной программе: увеличивается заработная плата для летного и инженерно-технического составов, вводятся дополнительные меры материального стимулирования работников.

Штат авиакомпании насчитывает более 800 человек: 210 из них работают в летной службе, 350 — в авиационно-инженерной, 240 — в производственных подразделениях и АУП.

Еще с советских времен инженерные службы проводили техническое обслуживание авиатранспорта на открытом воздухе, зимой — при температуре ниже 50 градусов. Сейчас в авиакомпании улучшаются условия и качество проведения технического обслуживания: за два года построены авиационные ангары в Маганском производственном комплексе (МПК) и Батагае, а также цех подготовки производства в МПК. В ближайшее время ожидаются строительство ангара в Якутске, обустройство вертолетных площадок и другие мероприятия по укреплению материально-технической базы.

За последние два года флот авиакомпании пополнился 5 новыми вертолетами Ми-8МТВ-1 в медицинской комплектации. Вертолеты приобретены в рамках федеральной программы развития санавиации в труднодоступных регионах РФ на условиях льготного лизинга ГТЛК. Всего, за 23-летнюю деятельность АК налет часов на санитарных рейсах составил более 70 тысяч, спасено более 90 тысяч человеческих жизней.

Дополнение:
Вертолеты оснащены современным медицинским оборудованием (аппарат искуственной вентиляции легких, реанимационное оборудование, кардиограф), что позволяет оказывать экстренную помощь прямо в воздухе.

В 2019 году АК «Полярные авиалинии» начала эксплуатировать беспилотные летательные аппараты (БЛА), которые привлекались для мониторинга паводковой обстановки и объектов нефтегазового сектора, выявления очагов возгорания в лесах, поиска пропавших в якутской тайге людей. Перспективные направления использования беспилотников — экологический и воздушный мониторинг протяженных инфраструктурных объектов.

С 1 июля на базе своего Агентства воздушных сообщений авиакомпания запустила B2B-продажи для корпоративных клиентов по всем направлениям (включая зарубежные), внедряются B2P-системы по инжинирингу и технологическим процессам. Расширяется блок B2C-продаж: онлайн-продажи на сайте Polarair.ru выросли на 20%.

Читайте также:  В Международном аэропорту Владивосток вводятся дополнительные меры по предупреждению распространения инфекционных заболеваний

Авиакомпания ежегодно улучшает качественные показатели деятельности по занятости кресел, коммерческой загрузке (85%), безопасности полетов (99.83%), наращивает объемы перевозок пассажиров и грузов.

В 2020 году за счет расширения маршрутной сети и увеличения количества рейсов «Полярные авиалинии» планируют обеспечить перевозку 167 тысяч пассажиров, что на 50% больше, чем в 2019 году. Это позволит повысить доходность до 5 млрд рублей с приростом на 1 млрд.

Финансово-экономическое положение АК «Полярные авиалинии» стабильно: нет просроченных долгов по налогам, кредитам и другим обязательствам. Уже 9 лет АК работает с положительным финансовым результатом.

Стратегической целью авиакомпании является обновление парка воздушных судов. «Полярные авиалинии» ориентируются на планы российского авиапрома. По соглашениям, заключенным с разработчиками, до 2030 года авиапарк пополнится 7 модернизованными вертолетами «АНСАТ», 25 самолетами «Байкал» (9 пассажиромест), 10 самолетами L-610 (до 48 пассажиромест), 3 самолетами Ил-114-300 (до 52 пассажиромест). Со всеми разработчиками, по рекомендациям «Полярных авиалиний», доработаны и согласованы технические облики, адаптированные к эксплуатации в условиях Арктики.

«Полярные авиалинии» в полной мере осуществляют многоплановые функции внутрирегионального перевозчика. Оставаясь коммерчески успешной, авиакомпания продолжает эффективно выполнять задачи государственного значения. Несомненно, приоритетами деятельности авиакомпании будут оставаться поддержание высокого уровня безопасности полетов и удовлетворение потребностей населения и экономики в авиаперевозках, что крайне важно для самого труднодоступного региона России.