Международная санавиация

В наше время мир стал поразительно маленьким. Страны, которые  раньше казались невероятно далекими, сейчас оказываются в 2-3 часах пути. Границы между государствами преодолеваются легко и незаметно.

Доступность заграницы предполагает и доступность ее высокоразвитой медицины. Не случайно медицинский туризм в последние годы развивается огромными темпами.

Если больной способен приехать на лечение за границу самостоятельно — никаких проблем не возникает. А вот что делать, если он находится в тяжелом состоянии, и единственный шанс спасти его жизнь и здоровье — доставить его как можно быстрее в медицинский центр высокого уровня? Для этого и существует международная санавиация.

Что такое международная санавиация (Air Ambulance)?

В военно-полевой медицине давно известно, что эвакуация раненых  и тяжелобольных является  наиболее сложным и богатым на осложнения процессом. В отличие от транспортировки по земле, перевозка больных самолетом во много раз  сложнее.

Для того, чтобы довести больного по воздуху  без ухудшения его состояния, необходимо принимать во внимание массу  факторов, связанных как с самим больным, так и с условиями полета. Нужно иметь специальное оборудование, надежно работающее в  воздухе, специально обученный экипаж, а также врачей и парамедиков, прошедших специализацию по перевозке больных самолетом.

Если взять обычного, хорошо подготовленного  врача скорой помощи, и предложить ему перевести  больного, например, с черепно мозговой травмой в самолете-амбулансе, есть  шанс, что он не справится с возможными осложнениям из-за недостатка специальных знаний.

Как это выглядит на практике?

Пример первый.

Давление в герметичном салоне, который находится на высоте в несколько километров, примерно соответствует высоте в 2 тысячи метров. Если больного с черепно-мозговой травмой сопровождает обычный врач, он может просто не учесть этот фактор, и отек мозга у пациента может внезапно и резко прогрессировать.

Поэтому в таких случаях нужно проводить полет на минимальной высоте, с большими сложностями пилотирования и с большим расходом топлива.

Соответственно, и экипаж самолета должен быть специально подготовлен, чтобы при необходимости уметь быстро изменить схему перелета, правильно его проводить и к тому же избегать болтанки и резких маневров.

Пример второй.

Больной после тяжелой аварии, на носилках  в гипсе и с ортопедическими аппаратами может просто не пройти в салон через люк, если за ним прислали самолет неподходящего типа. Такие случаи бывали, и приходилось тратить дорогое время и деньги, чтобы вызвать другой санитарный самолет, подходящий к состоянию конкретного больного.

Читайте также:  Перевозка больных с заболеваниями сердца

В настоящее время перевозка больных самолетом  превратилась в отдельную область медицины неотложных состояний. В странах Запада существует специализация по подготовке врачей и экипажей самолетов к такой работе.

Там врача и экипаж самолета просто не допустят к транспортировке больных по воздуху, если они не прошли специальную подготовку и не сдали все необходимые экзамены. Зато при таком сопровождении шансы больного долететь без осложнений максимальны.

В каких случаях требуется международная санавиация?

— Когда обычные медицинские услуги в стране нахождения  пациента не могут обеспечить требуемого лечения.

— Когда состояние пациента не позволяет воспользоваться обычными средствами наземной или воздушной транспортировки.

— Когда промедление может вызвать ухудшение состояния пациента или вызвать летальный исход.

Какие состояния требуют перевозки специальным самолетом-амбулансом:

  • Острое или хроническое состояние комы
  • Травматический и неврологический паралич
  • Травма спины, шеи и области таза.
  • Мультитравма после аварий
  • Аневризма аорты и периферических артерий
  • Состояния, требующие нейрохирургии опухолей мозга, в том числе случаи, требующие применение гамма-скальпеля и навигационной нейрохирургии
  • Состояния, требующие кардиохирургии, в том числе грудная аневризма
  • Септический шок
  • Лечение с целью предотвращения ампутации
  • Whipple-хирургия рака желудка и рака поджелудочной железы
  • Оперативные радиологические процедуры при внутренних кровотечениях
  • Управляемое при помощи компьютерной томографии игольчатое удаление жидкости при абсцессах печени и других случаях внутреннего  нагноения
  • Лечение недоношенных детей
  • Многие другие тяжелые состояния

Как оборудуется  самолет, предназначенный для перевозки больного?

В зависимости от конкретного случая самолет-амбуланс может иметь сменное оборудование для перевозки  любого пациента: педиатрического, ортопедического, больного в коме и т. д. Фактически самолет снабжается всем необходимым подобно отделению реанимации и интенсивной терапии, отделению для интенсивной терапии новорожденных, отделения педиатрической интенсивной терапии — в зависимости от потребностей.

Как быстро может прибыть за пациентом самолет неотложной помощи?

Время ожидания складывается из административных проблем: оформления больному и его сопровождающим заграничного паспорта и  визы, получения разрешения на осуществление полета до конкретного аэропорта, подготовка выписных документов из больницы, откуда забирается пациент, получение согласия на прием пациента в заграничном медицинском центре, финансовые процедуры перевода денег за перевозку и лечение.

Читайте также:  Лечение в Израиле

После решения административных  проблем вылет может быть осуществлен в течение 3-4 часов — это время требуется для подготовки самолета и экипажа к нуждам перевозки конкретного пациента.

Нужно заметить, что гораздо важнее перевести больного безопасно, чем перевести его быстро. Если пациент неустойчив  и нужно время на стабилизацию его состояния — торопиться с перевозкой нельзя. Тут как нельзя лучше подходит пословица «тише едешь — дольше будешь».

Кто принимает решение о транспортабельности больного?

Прежде чем будет дано окончательное разрешение на перелет пациента, его состояние оценивает врач-специалист по авиационной медицине, и получив информацию от лечащего врача данного пациента,  решает, может ли больной безопасно перенести полет. В сложных для окончательного решения случаях больница высылает на место врача-эксперта, который оценивает состояние больного, помогает подготовить его для безопасной транспортировки и окончательно решает, когда и как нужно перевозить больного.

Можно ли перевозить лежачего больного обычным рейсом , а не самолетом-амбулансом?

Если лежачий больной не требует специального оборудования для поддержания жизни, и его состояние устойчиво, существует возможность оборудовать место для носилок в салоне обычного самолета. Для этого обычно устанавливают носилки с помощью специальных креплений поверх нескольких кресел, либо вместо нескольких кресел салона.

Сколько стоит перевозка больного самолетом неотложной медицинской помощи?

Не существует фиксированной цены на перевозку. Цена зависит от расстояния до пункта приема пациента, требуемого типа самолета, высоты полета, стоимости горючего на данный момент времени , необходимого оборудования, состояния пациента, состава сопровождающей бригады и еще многих факторов. Два пациента, перевезенные в разное время из одного и того же города в один и тот же заграничный медицинский центр, могут заплатить разные суммы. Расчет стоимости производится непосредственно перед полетом.

Понятно, что вызов самолета-амбуланса — дело недешевое. Обычно стоимость составляет несколько десятков тысяч долларов. Но зачастую это единственная возможность спасти больного. Кроме того, многие страховые полисы включают транспортировку владельца полиса самолетом-амбулансом.

Перевозка больных в израильские медицинские центры

В Израиле такие перевозки осуществляют ряд фирм и медицинских центров, имеющих специальный парк самолетов и подготовленный персонал.

Одной из наиболее надежных фирм-перевозчиков является компания iMER — подразделение санавиации иерусалимской больницы «Хадасса». В ее распоряжении  имеются специально оборудованные санитарные самолеты разной дальности полета, пригодные для перевозки больных в самом тяжелом состоянии из любой страны мира.

Читайте также:  Врач в самолете

Поскольку компания тесно связана с крупнейшим медицинским центром Израиля — университетской больницей «Хадасса», это позволяет ей привлекать профессионалов и экспертов «Хадассы» для консультаций по каждому конкретному случаю. Чаще всего лечение начинается в тот самый момент, когда пациент оказывается на борту самолета.

Используемые самолеты:

  • Lear Jet 35/31, с дальностью полета около 3000 км
  • Cessna Citation, с дальностью полета около 1700 км
  • Piper Cheyenne, с дальностью полета около 1400 км
  • Piper Navajo, с дальностью полета около 740 км

Бригада медиков и экипаж, осуществляющий полеты

Глава медицинской авиации iMER изучает каждый отдельный случай и принимает решение относительно того, какими должны быть численность и состав бригады медиков, которая будет сопровождать пациента во время эвакуации.

В состав воздушной бригады медиков обычно входят:

— Два пилота, прошедших специальную подготовку*.

— Терапевт, являющийся специалистом в той области, к которой относится заболевание пациента, и прошедший подготовку по проведению воздушной эвакуации*.

— Медсестра или парамедик, специализирующиеся в области интенсивной терапии и прошедшие тренинг по помощи пациентам на борту самолета-амбуланса*.

*Все члены экипажей самолетов интенсивной терапии iMER закончили специальные курсы Министерства транспортного сообщения по уходу за больными во время полета.

Главный эксперт больницы «Хадасса» по медицинской эвакуации

Профессор Давид Линтон, научно-медицинский директор и глава подразделения медицинской авиации iMER, одновременно заведует реанимационным отделением больницы «Хадасса» и преподает в Еврейском университете (Иерусалим) .

Профессор Д. Линтон — признанный во всем мире специалист по воздушной транспортировке пациентов, находящихся в критическом состоянии. Он сам — дипломированный коммерческий пилот с опытом полетов более 1500 часов. До того, как в 1996 году он начал работать в Иерусалиме и приступил к организации первой на Ближнем Востоке службы воздушной неотложной помощи, он на протяжении 10 лет был Почетным медицинским директором воздушных служб Красного Креста в Южной Африке.

Профессор Линтон является организатором и руководителем специальных курсов для медицинского и парамедицинского персонала воздушной неотложной помощи в Израиле. Он обучил более 300 врачей-специалистов, медсестер интенсивной терапии и парамедиков, которые в настоящее время обеспечивают воздушное медицинское сопровождение в нашем регионе.