Год Коронавируса

На протяжении последнего месяца наша редакция активно изучает ситуацию, связанную с вспышкой COVID-19 и его влиянием на сегмент бизнес-перевозок. Практически все наши зарубежные собеседники настроены весьма пессимистически и ожидают дальнейшей эскалации ситуации на фоне неопределенности со сроками со создания вакцины и возможного прихода второй волны эпидемии. Сегодня мы решили изменить нашу практику и пригласили в гости главу одной из крупнейших российских брокерских компаний JETVIP Александра Осита, который любезно согласился ответить на наши вопросы о ситуации в мире, России, о самолетах и ценах на чартерные рейсы.

— Александр, последние события в мире, связанные с бешенным распространением COVID-19, уже имеют катастрофические последствия для авиационной индустрии. И, к сожалению, мы в ближайшее время станем свидетелями банкротств крупнейших глобальных перевозчиков. На фоне массового закрытия воздушного пространства деловая авиация становится практически единственным сегментом, позволяющим не прекращать бизнес-контакты. Компания JETVIP один из крупнейших российский авиаброкеров и нам хотелось бы понять, насколько тяжело стало работать в нынешних условиях и достигнуто ли «дно» в распространении эпидемии?

— Кто бы мог подумать, что в 2020 году один вирус может настолько поменять ход событий на всей планете. В целом 2020 год начался вполне позитивно для авиационной индустрии, но в связи с распространением вируса и последующим ужесточением мер по его изоляции уже сейчас можно точно сказать, что последствия будут для многих компаний печальными и бесповоротными. В марте помимо стандартных для нас рейсов отмечен мощный всплеск (примерно на 40%) запросов на срочную организацию рейса для «эвакуации» пассажиров из разных стран. Кто-то вывозит детей из иностранных школ, кто-то возвращает в срочном порядке семьи из-за границы и иного способа добраться на родину нет, так как регулярное авиасообщение останавливается, как уже заявили Аэрофлот, Ютэйр и др. Хочется отметить, что на момент выхода этой статьи информация может устареть, так как события развиваются молниеносно и даже профессионалы авиационной индустрии не успевают реагировать на все новые и новые ограничения по полетам и правилам перевозок.

То, что сейчас происходит на планете является абсолютно беспрецедентной ситуацией в мировой истории и спрогнозировать дальнейшее развитие событий очень сложно. Немаловажную роль играет и массовая истерия, а ею управлять достаточно сложно. Вы и сами наверно замечаете, что уже каждый в любой семье знает про вирус и все разговоры только про это.

Читайте также:  Расходы Томской области на санитарную авиацию составят 170 млн рублей

Уже сейчас видно, что вирус не пощадил ни один бизнес и задел почти все отрасли по всему миру. Будь то маленькая кофейня в Милане или крупный нефтяной бизнес в России, США, Саудовской Аравии. Акции всех компаний по всему миру значительно проседают, если не сказать обваливаются. И тут нельзя однозначно сказать, что это только из-за вируса, но вирус стал спусковых крючком для «финансовых пузырей», которые образовались за последние годы из-за накачивания ФРС дешевыми деньгами, но также ухудшению ситуации способствуют постоянные вооруженные конфликты в разных точках мира.

Что касается бизнес авиации, то мне представляется следующая картина. Как только все разлетятся по домам или другим местам, где они спокойно смогут переждать основную волну вируса и карантина, начнется резкий спад по перелетам. Так как ни одна страна сейчас не является абсолютно безопасным местом и смысла лететь в закрытые курорты, рестораны и отели нет. Всем нужно просто переждать предстоящие 3-6 месяцев, так как другого варианта, к сожалению, нет

В рамках нашего рынка достаточно уверенно себя чувствует только авиакомпания Аэрофлот, хотя количество рейсов и уменьшится, но прямые рейсы из Шереметьево в столицы всех европейских стран и обратно будут сохраняться, как и прежде. Другие авиакомпании лишены такой возможности.

Авиакомпании и так зачастую находятся в сложном финансовом состоянии и просто пытаются выкарабкаться из постоянно растущих долгов, а дополнительный негативный стимул в виде низкой загрузки или фактически полное прекращение полетов приведет к тому, что часть авиакомпаний будут вынуждены приостановить свою деятельность и обанкротятся, если, повторюсь еще раз, не получат поддержку от государства. Это касается всей авиационной индустрии. Более того, коронавирус вызовет глобальную рецессию и всплеск дефолтов во всех сферах.

— Какие рейсы востребованы в последнюю неделю (география) и с какими проблемами сталкивается ваша компании в плане организации перелета?

— Спрос вырос многократно и чаще всего это срочные рейсы с широкой географией. По сути, люди возвращаются из разных стран домой, чтобы переждать сложившуюся ситуацию на родине или в кругу семьи.

Если отталкиваться от отраслевых источников, то рост запросов отмечен по таким странам, как Англия, Франция, Швейцария, Италия, Австрия, Нидерланды, Бельгия и др. (в порядке убывания).

Читайте также:  На Камчатке новый медицинский вертолет выполнил свой первый рейс

И основная проблема заключается в том, что ограничения по полетам в те или иные страны вводятся в онлайн режиме. Все развивается очень быстро и сегодня полет может быть возможен, а завтра границы могут быть уже закрыть.

Так же большой проблемой является то, что многие страны вводят обязательную изоляцию на карантин всех прилетевших, в том числе и экипаж. К примеру, после прилета в Москву экипаж одного оператора в обязательном порядке был вынужден «самоизолироваться на дому». Таким образом самолет не сможет летать в ближайшие две недели, если у этого самолета нет второго экипажа. Поэтому многие операторы уже отказываются от полетов в страны с высоким уровнем поражения вирусом. Такая ситуация приводит к тому, что сокращается выбор доступных к полетам самолетов, что в свою очередь ведет к росту цен.

— Есть ли страны, в которые вы особенно не рекомендуете летать?

— Мы не являемся уполномоченным органом, который может давать подобные рекомендации и поэтому мы отталкиваемся от рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения, Роспотребнадзора, а также от прочих официальных рекомендаций различных стран.

На данный момент Роспотребнадзором определен перечень таких стран: Италия, Франция, Германия, Испания, Швейцария, Великобритания, Норвегия и США, а также Китайская Народная Республика, Исламская Республика Иран и Корея. Список постоянно меняется и за этим надо пристально следить.

— Какие типы воздушных судов наиболее популярны сейчас? Нужен ли пассажиром комфорт или же они руководствуются принципом «быстрее и безопаснее»?

— Каждая заявка на подбор самолета это отдельны кейс. Изменений по предпочтению определенных типов самолетов мы не отмечаем. Как и обычно популярностью пользуются такие самолеты, как Cessna XLS/X, Hawker 750,850XP, Challenger 300/605/850, Legacy 600/650 и дальнемагистральные Gulfstream и Global. Кто-то из-за вируса просто вынужден арендовать бизнес-джет и для него определяющим фактором является только цена. Для других же определяющим фактором будет являться уровень комфорта, и такой клиент готов заплатить больше. Мы всегда организовываем рейсы в кратчайшие сроки, но срочность никак не влияет на уровень сервиса и комфорта для заказчика. Качество сервиса и безопасность пассажиров для нас всегда на первом месте при организации каждого рейса.

— Насколько бизнес-операторы увеличивают стоимость перелета, исходя из форс-мажорных обстоятельств? Действительно ли сейчас операторы устанавливают 100% предоплату и 100% штрафы за отмену рейса?

Читайте также:  Минтранс предлагает смягчить санитарные нормы для приаэродромных территорий

— Каждый оператор выбирает свою ценовую политику и стратегию в сложившейся ситуации. Некоторые операторы вынуждены прописывать в договорах 100% штраф при отмене рейса по причине COVID-19, другие предлагают за дополнительную стоимость страховку на отмену рейса из-за COVID-19. В целом операторы всегда требовали 100% предоплату за рейс при работе с прямыми клиентами, ну а с брокерскими компаниями с хорошей репутацией операторы работают чаще по пост-оплатной системе.

— Насколько усилились меры безопасности в аэропортах, особенно в РФ?

— Каждый прилетающий борт встречает врач и медсестра с тепловизором, которые дежурят в санитарно-карантинном пункте аэропорта. Пассажиры обязаны оформить специальную Анкету для пересекающих границу. Особое внимание к пассажирам, прибывающим из стран с высоким уровнем заражения, такие пассажиры и экипаж должны соблюдать карантин «на дому» или даже могут быть принудительно изолированы.

— Как пассажиры реагируют на дополнительные поверки?

— Большинство относится с пониманием к введенным мерам. Все понимают, что это необходимо для сокращения распространения вируса.

— Как ваша компания осуществляет безопасность своих клиентов?

— Для нашей компании безопасность клиентов на первом месте. Мы работаем только с надежными операторами. Если мы говорим о безопасности полетов в контексте коронавируса, то мы в обязательном порядке заказываем обработку ВС антивирусными средствами до и после полета.

— Ваш прогноз относительно нормализации обстановки, особенно в Европе?

— Точный прогноз относительно коронавируса мы, конечно же, не сможем дать. Факт состоит в том, что если сейчас не будут приняты серьезные ограничительные меры, то распространения вируса затянется и это точно приведет к еще более серьезным последствиям для всех. Нам нужно сейчас всем принять ситуацию такой как она есть, подойти к ней с трезвой головой, не впадать в панику и просто переждать, иначе это может продлиться и до конца года. Очень показателен пример Китая, где на данный момент пик уже пройден, и страна возвращается к нормальной жизни.

Однозначно этот год будет назван «Годом Коронавируса», и, к сожалению, это уже факт.